Кузнецов Н.Г. Курс автомобилизма.
В своем известном труде Н.Г.Кузнецов изложил основные свойства и особенности устройства автомобилей, их историческое развитие, технические характеристики, виды и особенности, ремонт двигателей и автомобилей, теоретические аспекты и проблемы.
В подготовке 1-го издания, вышедшего в 1909 году, автору помогали его коллега — инженер П.Ф.Никитин — и известный спортсмен, журналист, один из старейших автомобилистов России В.А.Михайлов. При написании использовались работы более чем десятка самых известных зарубежных специалистов, отечественные и иностранные периодические издания. Наконец ее отпечатали в типографии Акционерного общества типографского дела «Герольд», что в Санкт-Петербурге, в доме № 26 по 7-й роте. Весь тираж — 3000 экземпляров — разошелся в девять месяцев, а заказы продолжали поступать. Еще бы — в книге подробно описывались конструкции именно тех машин, которые работали в России.
«Курс автомобилизма» стал настольной книгой, как автолюбителей, так и шоферов-профессионалов. Требовалось второе издание, и оно состоялось в августе 1911 г. Эта версия сильно отличалась от первой, в том числе объемом (395 страниц против 207) и «практической направленностью, чтобы всякий, даже не имеющий предварительной подготовки, мог бы легко усвоить себе сущность устройства автомобиля и умение обращаться с ним». Тираж на этот раз был еще более высоким — 4000 экземпляров — и также разошелся.
В сентябре 1911 г. Кузнецов преподнес свою книгу императору Николаю II, и тот соизволил принять ее. И не только принял, но и прочитал и оценил: в апреле следующего года Николая Григорьевича удостоили «высочайшего подарка», присланного из дворцовой канцелярии. А незадолго перед этим книга получила премию Военного министерства как «самое толковое пособие по автомобилизму». И действительно: автор коротко излагал историю появления самодвигателей, принципы устройства паровых, электрических и бензиновых экипажей — легковых, грузовых и специальных. Описывались карбюраторы и магнето, принципы работы двух- и четырехтактных моторов, осветительные приборы и многое другое. Приводился даже перечень наиболее частых неисправностей и способов их устранения. Естественно, качество пособия от этого только выросло.
Книга разошлась по стране: Москва, Киев, Одесса, Харьков — вот далеко не полный список городов, где она с успехом продавалась. И не стоит удивляться, что в марте 1913 г. появилось следующее, третье издание, в ноябре — четвертое, а к лету 1914 г. готовилось пятое, но начавшаяся война отсрочила его выход. С момента объявления войны в стране стали формироваться автомобильные роты и специальные отряды, оснащавшиеся самоходами. Кадров не хватало, нужно было срочно наладить их подготовку, поэтому в 1916 г. организовали еще одно /последнее!/ переиздание «Курса автомобилизма».
В моем случае это как раз последнее издание. Переплёт на фото - оригинальный, в современном стилизованном переплёте такая книга выставляется на продажу за 70 тыс. руб. Внутри книга сохранилась в отличном состоянии. С учетом того, что переплёт пострадал, предложу ощутимо дешевле 70 тыс.
Если нужны ещё фото, пожалуйста, напишите в теме или в личку, я выложу.