Retro-Magic Форум любителей ретро автомобилей

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: Регистрация ретро-техники - немного истории и сравнение подходов у соседей.  (Прочитано 328 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 568
    • Просмотр профиля

Давно собирался как то обобщить опыт регистрации ретро-техники в разных странах. Эта тема мне близка ещё потому, что сам принимал в своё время участие в разработке нашего положения о регистрации такой техники и постоянно приходиться заниматься непосредственно регистрацией и иногда выступать в качестве эксперта, да и своего транспорта хватает.
Предлагаю здесь обобщить  и поделиться опытом...

Итак, начну с истории. Если где-то ошибусь, прошу коллег поправить!

Само ретро-движение в СССР началось в конце 60-х годов уже прошлого века(во всяком случае первые слёты и попытки объединиться в клубы отмечены именно тогда).
 Первый официально зарегистрированный клуб возник в Риге - ААК в 1972-м (до того это была секция ААS при Обществе автомотолюбителей ЛССР). Чуть позже появились подобные клубы в Эстонии, России, Литве и пр. Естественно начались поездки организованными колоннами и одиночным порядкам к друг другу в гости и просто на свои слёты, ралли и пр. Проблемы с документами возникли у многих. Но "строгость законов" как всегда немного компенсировалась их "сами знаете чем...".
Прекрасно помню, что ГАИ обычно было в большинстве случаев лояльно (во всяком случае в наших краях), мне по-молодости хватало просто машинописной справки, выданной в клубе, что, мол, мотоцикл антикварный, ценный, просим "не обижать" - так и ездил. Хотя попытки договориться о неком особом порядке регистрации антикварной техники предпринимались регулярно и на самом высоком уровне. Виктор Кулберг был "вхож" в союзные министерства, но даже он, при всей его энергии, так и не смог "пробить" какие-либо правила по этой теме...
 Неофициально многие "бездокументные" машины ездили на слёты с самодельными номерами на которых писали номер членского билета и буквы ААК. Иногда просто ААК. И как ни странно прокатывало!
Вот, например, фото 1985 года со слёта в Эстонии на Сааремаа (для непосвящённых - это остров, который был погранзоной, и для проезда туда нужно было получать специальное разрешение!).
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 568
    • Просмотр профиля

Далее - первая ласточка!
Помню на олимпийском параде в Таллине в 1980-м, Валерий Кирсс презентовал и вручил первые ретро-номера, которые он каким -то образом согласовал для клуба UNIK на республиканском уровне. Номер 001 получил Mattis. Эти номера были "признаны" каким-то образом и на союзном уровне, хотя в ГОСТЕ их естественно не было, но передвигаться за пределы Эстонии по стране они позволяли. (не знаю как насчёт выезда за пределы СССР...).

На мотоциклы эстонцы выдавали номера с буквой "М" (внизу фото со слёта в Вильнюсе 1987 года).
Вот только что вручённый первый номер на олимпийском слёте в Таллине:
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 568
    • Просмотр профиля

Далее, вплоть до развала страны, везде кроме Эстонии сохранялась партизанщина при негласном попустительстве ГАИ. Кто-то привинчивал "красивый" иностранный номер. У нас Dodge 1925 года благополучно ездил со старым финским номером EKD и как-то неплохо себя чувствовал на слётах и просто в городе. Михаил Герасимов неоднократно приезжал в Прибалтику на пожарном ЗИСе с номером на котором было просто  и без затей написано - "Москва"... :)
Ну время было такое...
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 568
    • Просмотр профиля

Но наступило новое "независимое" время, и каждый начал жить по новым правилам. Выяснилось, что оказывается в так называемых "развитых" странах нужна обязательная страховка, да и налог на транспорт тоже кое-где был гораздо выше пары рублей в год (иначе какая ж это независмость!), и тут начались вопросы уже у новых "полиций" - регистраций и пр. органов.
У нас проблема как-то сама-собой разделилась на две отдельные темы, которые многие до сих пор мешают в одну кучу. Первая проблема - как вообще узаконить найденное ТС на который нет никаких документов, или хозяин помер и не думает воскресать. Вторая проблема (обозначим её как проблему льгот) возникла чуть позже, когда начали расти платежи по содержанию уже зарегистрированных ТС.
В Латвии в 1992-м наш клуб начал достаточно серьёзную работу по продвижению особого порядка регистрации олдтаймеров. Вначале были попытки базировать подобную регистраци на основании удостоверений олдтаймеров,выдаваемых международной организацией FIVA, коллективным членом которой на тот момент ААК стал.
Первый проект "Соглашения" с вновь созданным Департаментом дорожного движения в ведение которого отошла регистрация ГАИ был подан в мае 1992 года. Вот первый лист этого проекта с рукописными пометками и вашего автора и других участников того совещания.
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 568
    • Просмотр профиля

В итоге решили  от ФИВы. отказаться. в 93-м был утверждён особый порядок регистрации антикварных ТС, который с небольшими изменениями действует до сих пор.
Как я уже говорил существуют две проблемы " в одном флаконе". Собственно придание "антикварного" статуса уже зарегистрированному ТС и первичная регистрация антикварного ТС, ранее вообще не имеющего документов. Второе гораздо серьёзнее. Эту проблему нам удалось решить с юридической стороны заполнением специальной формы, в которой заявитель собственноручной подписью удостоверяет, что ТС, найденное им там-то и там-то, не украдено, и ему не известно о каких-либо претензиях предыдущих хозяевах. За все эти сведения заявитель принимает на себя полную административную и уголовную ответственность. После чего, заявитель, который должен обязательно быть членом клуба не менее 5 лет, обращается с заявлением в клуб с просьбой поддержать просьбу о регистрации ТС в CSDD (наш регистр), и, далее, в случае положительного рассмотрения просьбы, проходит в Мотормузее экспертизу и получает статус "исторического транспортного средства" (VS). Получить такой статус могут только оригинальные ТС, не моложе 30 лет, не используемые в повседневной эксплуатации (здесь есть реальные проблемы, так как подтвердить или опровергнуть "повседневную эксплуатацию" очень трудно).
Такие ТС регистрируются сроком на пять лет без права продажи. По истечении срока нужно продлевать и получать новый VS сертификат и Техпаспорт. В случае, если такое ТС продано, новому хозяину нужно проходить всю процедуру регистрации по-новой.
Второй вид регистрации антикварного транспорта это тот транспорт, который имеет действующие документы и ему присваивается только VS статус. Здесь вопрос стоит только в том, чтобы получить опредёленные льготы. Исторические ТС у нас освобождены от уплаты транспортного налога, а кроме этого все ТС выпущенные до 1945 года не проходят ежегодный техосмотр. (после 45-го техосмотр по-прежнему обязателен, хотя и проводиться с послаблениями, учитывая техтребования завода при выпуске данного ТС)
Если при регистрации по первому варианту - номера особой серии VS обязательны, то при втором по-выбору хозяина. Некоторые оставляют прежние номера.
К сожалению, в отличие от соседей номерные знаки у нас стандартные, особого цвета и вида не имеют. Отличие - только спец серия - VS.
Вот так выглядят латвийские исторические номера:
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 568
    • Просмотр профиля

Теперь, то, что знаю о соседях.
Эстония.
Начало я уже описывал. Насколько я понимаю, за весь период регистрации в Эстонии уже сменилось три вида самих номерных знаков.
Первый это "советские" образца 1980-го потом в 1993 -м появились номера с буквами UNIC и тремя цифрами. На слёт в Юрмалу приезжал ЗИС-110 с номером UNIC 007. Номера действительны до сих пор.
Затем, насколько я знаю в 2009 м появились современные номера с белыми буквами на чёрном фоне.  Количество зарегистрированных на 2016 год составило 365 единиц.
Порядок выдачи исторических номеров в Эстонии отличается от нашего. Подробнее уточню и позже добавлю.
Пока скан статьи из эстонского клубного журнала об истории регистрации исторических ТС. Перевод сделать не могу, кому интересно может разобраться.
Интересно, что на образцовом номере присутствовала символика ЕС, а в реале от неё отказались.
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 568
    • Просмотр профиля

Образцы эстонских исторических номеров
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 568
    • Просмотр профиля

Литва

Здесь тоже. насколько я понимаю. несколько другая ситуация с регистрацией олдтаймеров.

Далее. со слов литовских коллег. я вижу такую картину.
Зарегистрировать ТС не имеющее вообще никаких документов в Литве. насколько я понимаю. практически невозможно.
Но получить исторический статус можно. и номер особого вида тоже. Номера выдаются сроком на 10 лет. Статус исторического ТС даёт право прохождения техосмотра раз в пять лет (обычно в Литве раз в два года) и с послаблениями. Так как в Литве транспортный налог пока входит в стоимость топлива, то льгот по налогу нет. Но говорят, что в  случае введения отдельного налога, могут быть льготы для исторических ТС.
Вид номеров на фото ниже. Интересно, что  на мото номерах последние две цифры обозначают год выпуска ТС, а первые три - порядковый номер в группе ТС этого года выпуска. На автомобильных номерах несколько иная картина. Там буква "Н" - обозначет статус "Historical", затем две цифры год выпуска, а следующие три - порядковый номер регистрации в данной группе. Ну и сам цвет номерной таблички тоже отличен!
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 568
    • Просмотр профиля

Польша.

Опять со слов польского коллеги.
 Система исторических номеров действует с 1976 года.
Номер и статус присуждается один раз "пожизненно".  По льготам и скидкам ничего сказать не могу.
Номерные знаки особые на жёлтом фоне. Появились после введения знаков образца 2000 года. До этого особых номерных знаков не было.
До ЕС с польским флагом после вступления с ЕС символикой.
Сканы из книги Я. Яруга об истории регистрации транспорта в Польше


« Последнее редактирование: 27.08. 17, 14:36:55 от zund »
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 568
    • Просмотр профиля

Германия

Здесь тоже существует система регистрации исторических ТС.

Тоже два вида как у нас - собственно исторический статус и возможность зарегистрировать бездокументное ТС.
В последнем случае ТС должно быть отреставрировано или быть сохранено в оригинале. ТС предъявляется на станцию TUV проходит техосвидельствование сертифицированным экспертом, и, после получения ответа на запрос из архива регистра во Фленсбурге, можно получать регистрационные документы постоянного образца. Статус "H" исторический даёт право на льготы по страховке  и по налогу (насколько я знаю).
На номерах таких ТС - буква "Н"
Записан