Retro-Magic Форум любителей ретро автомобилей

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: Мото козерог  (Прочитано 1413 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 559
    • Просмотр профиля
Мото козерог
« : 23.07. 17, 18:04:30 »

Итак М-100 готов...
Решил немного удариться в астрологию, ибо по странному стечению обстоятельств мотоциклы М-100 получаются все "Козероги", как и я...
Немного истории, для меня она началась в конце декабря 99-го (время Козерога!), когда получил номер журнала МОТО со статьёй Александра Буланова "Урал для майора Пронина". Честно признаюсь до того про М-100 не слышал, как то не было информации, а тут статья, было интересно, но не более, так как шансов найти такую машину, на мой взгляд, было совсем мало.
Сейчас по прошествии времени, получив много информации, "по уши" вникнув в тему, понятно, что мотоцикл для того времени был неординарным, очень интересным и если бы на его базе заводу удалось построить и гражданскую версию мог стать хитом на многие годы, но не срослось...
Особо повторять его историю не буду, она достойна отдельной книги, в общих чертах она рассказана в той самой статье в МОТО. Вкратце, что б не быть совсем голословным, и хоть немного нового рассказать, дело было так:
В феврале 1962 были МВД были  сформулированы ТТТ (тактико-технические требования) для специального мотоцикла ГАИ, среди прочего ТЗ ставило задачу достичь максимальной скорости 160 км/ч на одиночке, и 120 на мото с боковым прицепом.
В 1963 году ИМЗ приступил к созданию по заказу МВД специального мотоцикла. В ТЗ был обозначен ряд технических решений, которые ранее на советских мотоциклах не применялись (тут и гидравлические тормоза, и регулируемое сидение водителя и звуковая и световая сигнализация и специальные шины и пр...). В период октября 1963 по январь 1964 года были испытаны первые два опытных образца: один соло, второй с боковым прицепом. В 1966-м после доработок были созданы ещё три опытные машины, в 1967-м ещё три. Итого, экспериментальных мотоциклов было восемь. Три из них были одиночки. Более одиночек М-100 не делали.
30 декабря 1967 года была выпущена первая промышленная партия М-100 в количестве 12 мотоциклов.
Ещё восемь машин были сданы заказчику в декабре 1968-го года. Вот вам и "козерожье" племя! На этом выпуск М-100 и был закончен.
По смете 1967 года стоимость трёх опытных мотоциклов (два с боковыми прицепами и один соло) составила 73 274,55 рублей! Т.е. один мотоцикл стоил около 25 000 рублей!  Сумма астрономическая, и становиться понятным отказ МВД от этой машины...
Несмотря на мизерный тираж, мотоцикл сумел засветиться минимум в двух фильмах: детском "Как мы искали Тишку", и учебно- назидательном "Светофор". На этих мотоциклах успели проехать и сняться Георгий Вицин, Рина Зелёная, Савелий Краморов...




Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 559
    • Просмотр профиля
Re: Мото козерог
« Ответ #1 : 23.07. 17, 18:16:43 »

В 1999-м прочитал статью в МОТО и, как уже сказал, просто "принял к сведению"...
Неожиданно, где-то в сентябре 2013 на сайте Оппозит выскакивает тема: найден, мол, М-100 (фото прилагается), человек писал, что, мол, съезжу куплю, буду реставрировать, или просто хранить и пр. Порадовался за человека, и тоже принял к сведению... Прошёл месяц-два, и тот же мото был выложен на продажу на сайте объявлений - цена вполне соответсвовала его стоимости в 1967-м (относительно  курса тех лет, конечно), списался с хозяином, сделал своё предложение, пока в сети шло бурное обсуждение: дорого-недорого, стоит кому-то брать или нет, оборзел вконец хозяин или не совсем, договорился и купил, потом ещё с месяц обсуждение в сети продолжалось, кстати...
Так машина выглядела на момент приобретения.
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 559
    • Просмотр профиля
Re: Мото козерог
« Ответ #2 : 23.07. 17, 18:28:19 »

Внешне мотоцикл сохранился весьма неплохо, интересно, что в частные руки он перешёл уже в 1973-м (согласно ТП) (т.е. прослужил в ГАИ с 1968 по 1973 - пять лет).
Из проблемных позиций на тот момент сразу сильно озадачили: разбитое стекло заднего фонаря, сильно мятые глушители, отсутствие радиостанции "Марс" и СГУ, отсутствие педали сирены (сама она была снята и лежала в коляске), очень гнилые и сильно битые обода. Все эти позиции, за исключением связи и СГУ, абсолютно эксклюзивны для М-100. На других мотоциклах ИМЗ подобных деталей не было. Решать эти проблемы пришлось в процессе реставрации долго и нудно, с некоторыми довоенными машинами хлопот бывает гораздо меньше...

Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 559
    • Просмотр профиля
Re: Мото козерог
« Ответ #3 : 23.07. 17, 18:37:24 »

Реставрация началась с восстановления агрегатов. Очень помогало то, что удалось достать комплект заводских чертежей этой машины. Мотор и КПП были комплектны, коленвал имел очень незначительный износ, чего нельзя было сказать о ЦПГ. Зазор по поршням составил 0.2 - 0.25 на диаметр 92,0. Мотор завёлся, но дым валил весьма качественно!
Поршни заказал в Словакии, сделали качественно, педаль привода сирены и кожух изготовили заново по чертежам. Они немного отличаются от поздних, которые стояли на М-63П.
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 559
    • Просмотр профиля
Re: Мото козерог
« Ответ #4 : 23.07. 17, 18:52:10 »

Обода. Ширина оригинальных ободов составляет 90 мм. при размерности 17 дюймов. На заводе их сваривали из двух половин.  Попробовал обратиться к свои давним партнёрам в Германии, но там сразу сказали, что такие широкие обода сделать не могут. Вышел на итальянцев там, как ни странно, сразу согласились, правда при условии покупки минимальной партии 22 шт. Пришлось соглашаться. Отправил оригинал, и стал ждать - через год получил красивые обода, только шириной 80 мм. На мой вопрос: "А чего так?" получил чисто итальянский ответ - шире, мол, не смогла, но итак красиво! Внизу приписка - деньги не вернём, товар назад не принимаем!
В итоге нужно что-то делать. Прошлый хозяин очень увлекался хромированием и много чего на этом мото отхромировал, обода в том числе, попавшая внутрь закраин кислота "убила" почти две трети металла на них за прошедшие годы. Но делать нечего, пришлось резать итальянские обода и вваривать закраины, потом рихтовать прокатывать и пр... В итоге удалось спасти все четыре оригинала...
 Глушители тоже дались непросто. Сварены они роликом, соответственно, чтобы раскрыть, нужно резать, а потом приваривать кромку по-новой. Но и с этим, в конце-концов, удалось справиться, правда, гальванёрам радость доставил немалую, так как глянец и ровный блик от них требовать всё-рано пришлось...



Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 559
    • Просмотр профиля
Re: Мото козерог
« Ответ #5 : 23.07. 17, 19:02:01 »

Далее шёл планшет на бензобаке. Благо был чертёж. С этим справились достаточно быстро.
А вот стекло заднего фонаря заставило сильно подумать и помучиться. Были фотографии и чертёж общего вида. Изготавливать полноценную пресс-форму для единственного стекла получалось ну о-очень дорого, пока думал и искал варианты, делал чертёж и документацию для модели...
Когда пришло время устанавливать фонарь, стекла по-прежнему не было, и тут, как по мановению волшебной палочки, выяснил, что один из моих давних знакомых может помочь на их оборудовании изготовить "мягкую форму". В итоге проблему решили, получилось на мой взгляд неплохо...
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 559
    • Просмотр профиля
Re: Мото козерог
« Ответ #6 : 23.07. 17, 19:08:04 »

Кронштейн красных мигающих фонарей и сами фонари подгоняли по уже установленному и откорректированному обтекателю.
Затем пошла покраска.
Оригинальный цвет нашёлся на нескольких деталях, причём обойму поролонового воздушного фильтра оставил не перекрашенной для сохранения образца цвета.
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 559
    • Просмотр профиля
Re: Мото козерог
« Ответ #7 : 23.07. 17, 19:15:31 »

Пластиковый обтекатель довольно сильно утратил геометрию, вдобавок к тому, что и в оригинале он был "не очень", поэтому пришлось почти месяц его "выводить и подгонять. Немного получилось "чесать правой рукой левое ухо", так как, чтобы не стоять, мотоцикл пришлось покрасить, и повторять окончательную подгонку пришлось уже по покрашенному мотоциклу (тормозили глушители, их тоже не успели вовремя закончить). Стекло получилось с третьей попытки, первые две пришлось забраковать - на одном перегрев при изгибе, второй получился слишком вогнутым...
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 559
    • Просмотр профиля
Re: Мото козерог
« Ответ #8 : 23.07. 17, 19:24:47 »

Дальше пошло, то, что иначе, как везением назвать нельзя. Мотоцикл собирается, а ни радиостанции, ни антены к ней нет, нет и СГУ 20М. И тут совершенно случайно осенью на ретро-базаре у нас в Икшкиле покупаю правильную антенну, потом через месяц нахожу в Днепропетровске радиостанцию, а в марте этого года мне коллега из Москвы помогает найти СГУ-20М. До сих пор ищу, правда, один штекер на матюкальник, но, надеюсь, найдётся.
Р-848 МАРС  получил в рабочем состоянии, однако схему размещения блоков на мотоцикле до конца пока не понял, поэтому пока не подключал...
Записан

zundАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 559
    • Просмотр профиля
Re: Мото козерог
« Ответ #9 : 23.07. 17, 19:28:25 »

Первый выезд на слёт в эстонский город Нарва совершил пару недель назад. Мотоцикл прошёл около сотни километров, на ходу весьма хорош, хотя удобство пользования педалями вызывает массу нареканий, но как было, так было...
Пока пришлось выезжать на оригинальных покрышках, хотя это и не очень правильно, вряд ли удастся найти ещё такие. Олтаймер резино-фирмы ничего похожего не предлагают (17 х 4,00),поэтому задумываюсь о сменных колёсах с эндуро-резиной...

Вот такая получилась краткая история ещё одного проекта, который длился на протяжении трёх лет.

Записан