Retro-Magic Форум любителей ретро автомобилей

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Автор Тема: ГАЗ-13 "Чайка"  (Прочитано 34663 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

JazzАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1548
    • Просмотр профиля
ГАЗ-13 "Чайка"
« : 21.11. 08, 01:30:42 »

Цитировать
Автомобиль "Чайка":
Птица счастья
вчерашнего дня
А. Новиков



Время было как время, не хуже и не лучше всякого другого, что бы там ни говорили скорбящие о "прошедших временах", которые-де прошли и не вернулись.

Холодная война больше не занимала людские умы без остатка. Генерал Дуайт Эйзенхауэр вот уже пять лет был президентом Соединенных Штатов, а на другом конце планеты пять лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни всесильный вождь, учитель и продолжатель дела Ленина, Иосиф Джугашвили, более известный под псевдонимом Сталин. Космическая лаборатория ВВС США запустила стратостат на рекордную высоту в 102 200 фунтов. Однако последнее слово все равно осталось за дородным, круглоголовым и зубастым Никитой Хрущёвым, только что разоблачившим на XX съезде КПСС "культ личности". Советские ученые выпустили в космос свой шарик ещё выше, чем американский стратостат, он долго летал вокруг Земли и пищал об этом на весь мир, а до конца того же 1957 года Советы вывели на орбиту второй искусственный спутник Земли, еще тяжелее и сложнее первого.

Из репродукторов постоянно неслось навязчивое слово "Совнархоз". Газеты писали: "Практика доказала жизненную силу и экономическую целесообразность подобных методов ведения народного хозяйства".
Однако она доказала это не всем. Нашлись отщепенцы, которым не по душе были начатые Никитой Сергеевичем Хрущевым преобразования политической и экономической жизни в СССР.

8 июля 1957 года на Горьковском автомобильном заводе прошёл многотысячный митинг. Принятая резолюция осуждала "антипартийные действия" раскольнической группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шипилова... Горьковский завод имени Молотова снова стал просто ГАЗом, а его автомобили утратили букву "М" в своих индексах. Завершилась целая эпоха. Символично, что через три дня после митинга, в экспериментальном цехе была закончена сборка первого опытного образца нового автомобиля высшего класса - ГАЗ-13, призванного заменить уже давно устаревший ЗИМ.

Но прежде, чем "догнать и перегнать Америку", требовалось досконально изучить, на чём эта самая Америка ездит. Из Москвы, из НАМИ прислали образец "настоящего американского автомобиля" Packard-Executive. К концу пятидесятых старейший американский производитель роскошных машин Packard Motor Company находилась на грани банкротства, но её конструкторы напряглись и создали отличный автомобиль, вполне достойный подражания. Однако была одна загвоздка. Американец был шестиместным седаном с двумя рядами сидений. А партия и правительство требовали три ряда, средние из которых должны были быть страпонтенами. то есть убирающимися в спинку переднего водительского дивана.

Первый опытный образец ГАЗ-13 значительно отличался от автомобилей, запущенных в мелкосерийное производство. Над нишей заднего колеса не было второго молдинга, форма задних фонарей и стоп-сигналов разительно напоминала "паккардо-вские". Автомобиль был окрашен по тогдашней моде в два цвета: тёмно-вишнёвый со светло-бежевым или тёмно-зеленый со светло-бежевым. И самое главное, первый образец ГАЗ-13 имел на-капотное украшение в форме летящего реактивного самолёта. На передней облицовке красовалось стилизованное изображение чайки. Этот сюжет также был заимствован у "Паккар-да-Патришн", хотя там двукрылая стрела обозначала не птицу, а V-образное расположение цилиндров в двигателе. "Горьковчане - жители города, стоящего на великой русской реке Волге, часто любуются красивым стремительным полетом чаек над её гладью - аллегорически пояснял зарубежным потребителям каталог "Автоэкспорта", - поэтому, когда встал вопрос о названии новой машины ГАЗ-13, было предложено имя "Чайка"".

Никому в голову не могло прийти, что заводской индекс модели "13" может оказаться несчастливым числом. Строителям коммунизма не пристало быть суеверными. На всемирной выставке в 1958 году в Брюсселе "птичку окольцевали" - опытному образцу советского автомобиля высшего класса присудили "Почётный диплом". Мелкосерийное производство автомобилей ГАЗ-13 "Чайка" началось 16 января 1959 года. Именно в это день открылся XXI съезд КПСС.

С технической точки зрения новый автомобиль стал для советского автомобилестроения значительным шагом вперёд.

 Прошли годы, сменились поколения, но автомобиль "Чайка" ГАЗ-13 не перестал быть символом успеха, вожделенной "игрушкой" для бизнесменов и политиков "новой волны". На восстановлении "Чаек" "набили руку" многие реставрационные мастерские, но мест, где эту работу выполнят действительно "по высшему классу", в то же время не отступая от оригинальных классических приёмов и технологий, не так уж и много.

V-образный восьмицилиндровый двигатель рабочим объёмом 5,5 литра развивал 195 л.с. при 4200 об/мин, унифицированный по основным деталям с двигателем грузовика ГАЗ-53Ф. Даже полностью нагруженный автомобиль легко разгонялся до 169 км/час и расходовал на 100 километров пути 21 литр бензина с октановым числом 92. Рабочую смесь готовил четы-рёхкамерный карбюратор с падающим потоком. Компенсация смеси осуществлялась пневматическим торможением топлива. И, хотя основная идея этого советского восьмицилиндрового силового агрегата была заимствована у крайслеровской "восьмёрки", двигатель ГАЗ-13 продемонстрировал немалые возможности отечественного моторостроения - в несколько изменённом виде такие моторы устанавливались не только на грузовики, но и на бронетранспортёры. Он оборудовался центробежным масляным фильтром, впервые использованном в советском двигателе.

Несущим элементом "Чайки" стала Х-образная рама без боковых лонжеронов, скопированная с "кадиллака" 1957 года. К ней через резиновые втулки в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску всех колёс, входившую тогда в обиход на американских автомобилях, советские конструкторы не решились - ходовая часть имела обычную независимую подвеску на витых пружинах спереди и продольные полуэллиптические рессоры - сзади.

Большинство тринадцатых "Чаек" имели закрытые четырёхдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако по специальным заказам, в основном Министерства обороны, на автомобиль могла быть установлена внутренняя перегородка между водительским и пассажирским отделениями. Стёкла перегородки не опускались в спинку переднего сиденья электрическим электроподъёмником, а вручную сдвигались вбок, как у книжной полки. Такая модификация носила индекс ГАЗ-13 А, была ещё и "Б" -примерно два десятка "Чаек" имели открытый кузов типа фаэтон, мягкий верх которого поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя.
 
В просторном и комфортабельном салоне автомобиля свободно размещались семь человек. Эффективная система отопления равномерно обогревала всё пассажирское помещение. Перчаточный ящик рядом с щитком приборов, пепельницы и электроприкуриватели, пя-тидиапазонный радиоприёмник с автоматической настройкой и дополнительным динамиком для задних пассажиров, кнопочное управление подъёмом антенны и оконными стёклами обеспечивали дополнительные удобства для пассажиров.
 
Чайки, парящие над отечественными реками и озёрами, преимущественно белые. "Чайки", бороздившие наши дороги, за исключением первых опытных партий, были почти поголовно чёрными. А как же иначе? Машины предназначались исключительно для служебного пользования в высших государственных учреждениях. Не в самых высших - там ездили на ЗИЛах, но и не в среднем звене - райкомовс-ким чиновникам вполне хватало "Волг". На "Чайках" ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Очень много автомобилей ГАЗ-13 обслуживали московский дипломатический корпус: на них возили послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монгольской Народной Республики, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна "Чайка" даже эксплуатировалась в посольстве США в Москве.

Случаи, когда новый автомобиль ГАЗ-13 попадал в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок от Никиты Сергеевича Хрущёва "Чайки" получили: писатель Михаил Шолохов, космонавт Юрий Гагарин, балерина Галина Уланова и кубинский революционер Фидель Кастро. Во время крупных московских пожаров на пепелище всегда появлялся "летучий голландец" - "Чайка" ярко-красного цвета с белыми полосами. Она принадлежала начальнику Главного управления пожарной охраны столицы. Однако позднее появились белые и даже голубые "Чайки". Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие по два капитальных ремонта автомобили передавались в "Интурист", дворцы бракосочетания и ЗАГСы. В середине семидесятых годов прошлого века прокат "Чайки" обходился новобрачным в 50 рублей. Двадцать первая "Волга" стоила вдвое дешевле, но кто же не хотел привязать пупсика к "Чайке"? Ведь свадьба - незаурядное событие. Случается всего два-три или четыре раза в жизни.

Сокращением затрат на персональный транспорт номенклатуры занимались не только Михаил Горбачёв или Борис Немцов. Были прецеденты и до них. В конце семидесятых части генералов генштаба предложили пересесть с ЗИМов на "Волги". Некоторые воспротивились и нашли весьма замысловатое решение. Нескольким "Чайкам" сделали переднее и заднее оформление от ЗИМов. Сделаны "гибриды" были весьма добротно - переделкой занимались военные автохозяйства... Прохожие шарахались. "Знатоки" принимали монстров за опытные образцы "Чаек".
 
Но случался тюнинг и другого рода. Около десяти комплектов шасси с деталями кузова ГАЗ-13 были отправлены на Рижский автобусный завод, где на их основе были сделаны универсалы для использования в качестве "скорой помощи" для "старых большевиков". Члены Политбюро в те времена были ещё далеки от преклонного возраста и в частом медицинском обслуживании не нуждались. В таких "санитарных автомобилях" размещались носилки и два сиденья для сопровождающего врача и медицинской сестры, а на задней двери еле-еле выступала выштамповка РАФ. Несколько экземпляров ГАЗ-13 были оборудованы платформами для кинотехники и успешно использовались при киносъёмках - плавность хода не позволяла "картинке" дрожать.
 
В 1963 году горьковскими дизайнерами была предпринята попытка модернизировать внешность автомобиля. "Чайка" получила сдвоенные передние фары, полосную облицовку радиатора и изменённую форму бамперов. Однако дальше опытного образца работа не продвинулась - до самого конца стилистическое решение ГАЗ-13 оставалось неизменным.

Была ли судьба "тринадцатой" "Чайки" счастливой? Скорее всего - да. Восторженно принятая в стране и даже в мире, она успешно продержалась в производстве без малого двадцать лет и безболезненно уступила место ГАЗ-14.
« Последнее редактирование: 21.11. 08, 01:37:20 от Jazz »
Записан
Меня все время преследуют умные мысли...но я быстрее...

Img26

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 4883
    • Просмотр профиля
Re: ГАЗ-13 "Чайка"
« Ответ #1 : 19.06. 09, 16:29:44 »

Вадим, не от Чайки ли это???


Взято отсюда:
http://oppozit.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=28755
Если что - отнимем и доставим :)) Нужно только обоюдное непротивление сторон  #))
Записан
«Число разумных гипотез, объясняющих любое данное явление, бесконечно». Постулат Персига

АндрейТ

  • Гость
Re: ГАЗ-13 "Чайка"
« Ответ #2 : 08.07. 09, 10:58:44 »

ГАЗ-13 "Чайка". Автомобиль второго космонавта СССР Германа Титова сохранился до наших дней и надежно обосновался в г.Саратов. Автомобиль в отличном состоянии. Салон отделан светлой кожей. Хозяин использует автомобиль для праздничных мероприятий, свадебных кортежей.
Фото есть здесь: http://shurushki.forum24.ru/?1-10-0-00000001-000-0-0-1243927786
Записан

ВоВремя

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2193
  • *__М О С К В А__*
    • Просмотр профиля
Re: ГАЗ-13 "Чайка"
« Ответ #3 : 13.07. 09, 01:12:04 »

ГАЗ-13 "Чайка". Автомобиль второго космонавта СССР Германа Титова сохранился до наших дней и надежно обосновался в г.Саратов. Автомобиль в отличном состоянии. Салон отделан светлой кожей. Хозяин использует автомобиль для праздничных мероприятий, свадебных кортежей.
Фото есть здесь: ...
--
 \\||// :sm_shoc: \\-= :=( #?/но! А что-же у неё капотик, и да и двери, и крылья так топорщатся-то? 0/0
Записан
Господь нас уважает.

Доктор

  • Санкт-Петербург
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 9230
  • Всё будет хорошо!
    • Просмотр профиля
Re: ГАЗ-13 "Чайка"
« Ответ #4 : 13.07. 09, 01:17:31 »

Это её распирает от гордости! Не каждая Чайка была личной машиной космонавта №2 ! ;-)
Записан
Дмитрий Пантелеев

ВоВремя

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2193
  • *__М О С К В А__*
    • Просмотр профиля
Re: ГАЗ-13 "Чайка"
« Ответ #5 : 13.07. 09, 01:21:48 »

Это её распирает от гордости! Не каждая Чайка была личной машиной космонавта №2 ! ;-)
--
 \-\..:sm_roll: :sm_roll:
Записан
Господь нас уважает.

Petruha

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1101
  • Пионэр из Пиетаари :))
    • Просмотр профиля
Re: ГАЗ-13 "Чайка"
« Ответ #6 : 05.09. 09, 17:00:48 »

Вроде-как в тему...хотя и не очень.
Недавно краем глаза выловил по ТВ передачу о истории Горьковского завода с момента постройки  и до наших дней. Местами забавная вышла передача...конечно, всё началось с того, что молодая Республика Советов задвинула далеко на Запад часть церковных безделушек (такую нефиговую, тяжёлую золото-серебрянную часть) и купила у американца по имени Жорик Форд целый завод по производству передовых в то время авто. И понеслись с конвеера истинно советские автомобили с дюймовыми резьбами и гордой шильдой ГАЗ на радиаторе! Да как понеслись! Аж Каракум пересекли...вот он, триумф советского автомобилестроения (или история о том, как Америка пустыни покоряла?)! Вроде-как пока верно всё...а вот потом пошёл рассказ о том, как Газовские инженеры бились над созданием новой модели - эМки...хотя это и был Форд-40, но мы всё равно бились...и создали её! Уж не мы-ли снабжали этими машинами Нью-Йоркское такси?! Подозреваю, что не мы, т.к. не умели красить машины в красный и жёлтый цвета...но хорошо умели в чёрный, и это - конёк фильма! Далее - обширная вкладка о том, как эМки НКВД увозили всех поголовно, включая и руководство ГАЗа в нескольких поколениях...а потом была Война. И мы опять ничего не создали (танки не в счёт, хотя они - действительно наша гордость). Но вот после Войны мы безусловно достигли расцвета автомобилестроения! И первая ласточка - ГАЗ М20. Неуловимо, но сильно похожая на Опель-Капитан (но опять-же с дюймовыми резьбами), с пилотным названием "Родина". И вот далее в фильме настаёт черёд общения с сегодняшними хранителями автостарины - истинными автоколлекционерами (вы должны знать, что в России коллекционер - это человек, владеющий хотя-бы одним старым автомобилем в любом техническом состоянии, можно даже без подтверждающих право собственности документов... вообще-то, и машина не обязательна. Достаточно пары шильд и куска бампера.). Т.е. знающие люди рассказали нам о презентации "Родины" на Ёсином банкете и о продаже Родины узким слоям широкого населения. Странно, что после банкета никто расстрелян не был. Хотя есть история и о том, что даже после переименования "Родины" в "Победу" Великий Вождь всё равно умудрился постебаться, выдав фразу: "Не велика победа, но пусть будет...". А вот вторая ласточка - это ГАЗ21. "По-советски добротный и крепкий автомобиль всё равно оказался ужасно похожим на изделие американского автопрома" - недоумевают авторы программы...какое-то стечение обстоятельств, наверное. Но заполонили мы ей в разных вариациях практически весь мир. Особенно умилила фраза о КГБ-шной Волге, ни в чём не уступавшей западным автомобилям благодаря супер-мотору (как я понимаю, от ГАЗ52, т.к. больше ничего сказано не было, а моторный отсек с этим супер-мотором был показан метров с 20...наверное, до сих пор тайна). И тут мы плавно подошли к автомобилям для непростых людей. Это я о ГАЗ12(ЗИМ) и собственно "Чайке". Не то я прослушал, не то про ЗИМ ничего сказано не было...а ведь именно на этой машине газовцы решили отказаться от вредоносного влияния Америки...осмотрев внимательно очередной "Бьюик" (вспомните хотя-бы о "Бьюике" 1932 года выпуска - т.е. о ЗИС101), из него была выкинута...рама! Получили довольно сопливый, но лёгкий несущий кузов, кстати по этой причине практически не доживший до наших дней. Да ладно, разговор начался с "Чайки", кстати, она всё-таки с рамой. И опять авторы передачи развивают в нас чувство невиданного патриотизма! Никаких сходств этой машины с Паккардом или другими американцами не обнаружено! И с чего эта Америка с нами судиться вздумала? Непонятно... В-прочем, медаль в Брюсселе всё-же дали. И опять-же можно бесконечно спорить о том, кому были подарены/выданы "Чайки".  А вот дальше...дальше в программе уже ничего интересного не было вообще. Показали вскользь 24-ую, и остальную бредятину (я имею в виду новые модели, по сути дела - ремейк старья). С умилением рассказывали о том, как завод пережил тяжёлые 90-стые, про Газели (это переводится как ГАЗ-Ельцину? А была модель ГазоПут? А МедвоГаз или ГазоМед будет, а?)Лично я окончание передачи просидел, прошу пардону, на горшке, но, думаю, что много не потерял.
Вот, что-то торкнуло меня не по детски, написал столько...Но, без обид, не со зла. Просто Инет нормальный появился. Решил впечатлениями поделиться.
Записан
живу я здесь: http://www.retrobmw.ru/

ВоВремя

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2193
  • *__М О С К В А__*
    • Просмотр профиля
Re: ГАЗ-13 "Чайка"
« Ответ #7 : 09.09. 09, 20:16:06 »

Вроде-как в тему...хотя и не очень.
.....
и остальную бредятину (я имею в виду новые модели, по сути дела - ремейк старья). С умилением рассказывали о том, как завод пережил тяжёлые 90-стые, про Газели (это переводится как ГАЗ-Ельцину? А была модель ГазоПут? А МедвоГаз или ГазоМед будет, а?)Лично я окончание передачи просидел, прошу пардону, на горшке, но, думаю, что много не потерял.
Вот, что-то торкнуло меня не по детски, написал столько...Но, без обид, не со зла. Просто Инет нормальный появился. Решил впечатлениями поделиться.
--
...да ужжж, конечно же лучше бы Ю-Питерской спиртяжки хряпнуть меж полыни под шышлычок, чем такие *передачи наблюдать... :+: Но, случайно посмотрел, тоже, блявать тянуло, пердически.., эт-то Дааа... (как говорил тов.Сухов)
Записан
Господь нас уважает.

JazzАвтор темы

  • Ветеран
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1548
    • Просмотр профиля
Re: ГАЗ-13 "Чайка"
« Ответ #8 : 07.10. 09, 01:06:15 »

Вадим, не от Чайки ли это???
[Взято отсюда:
http://oppozit.ru/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=28755
Если что - отнимем и доставим :)) Нужно только обоюдное непротивление сторон  #))
Похлже, что от Светы...Но если будет написано "деньги", то я согласен ! ;)
Записан
Меня все время преследуют умные мысли...но я быстрее...

Img26

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 4883
    • Просмотр профиля
Re: ГАЗ-13 "Чайка"
« Ответ #9 : 07.10. 09, 01:25:43 »

Попробовать выцепить?
Записан
«Число разумных гипотез, объясняющих любое данное явление, бесконечно». Постулат Персига
 

Страница сгенерирована за 0.15 секунд. Запросов: 23.